Ваш браузер устарел

Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.

Для корректного отображения нашего сайта вам необходимо обновить браузер

Один из факторов результативного и успешного трудового процесса – благоприятный климат в коллективе. От этого зависит результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация эффективного взаимодействия и коммуникаций между сотрудниками. В этом могут помочь специальные тренинги.
Рассматривая тренинг как метод обучения взрослых, стоит отметить, что для проведения тренинга необходима квалификация, владение специальными навыками обучения и управления групповой динамикой. Именно поэтому чаще всего в качестве тренера или ведущего тренинга выступает либо внешний специалист, либо корпоративный (внутренний) тренер.
Эта статья знакомит с практикой использования тренинга в качестве инструмента управления персоналом в учреждении.

Тренинг как форма обучения сотрудников: этапы работы

  •  Подготовительные мероприятия

Для начала нужно поделиться с сотрудниками намерением организовать и провести тренинг, объяснить, для чего это нужно и с какой целью проводится такое обучение, поскольку некоторые сотрудники могут воспринять его скептически. Лучше всего это сделать на общем собрании отдела или коллектива сотрудников, для которых будет проведено обучение.
Обозначьте тему, которой будет посвящен тренинг, поясните на конкретных рабочих ситуациях и примерах, какую пользу получат ваши сотрудники по итогу прохождения тренинга, что им это даст и как это обучение может сказаться на эффективности работы отдела в целом. Это поможет создать мотивацию к обучению. К примеру, если речь идет о тренинге командообразования, то его пользу для сотрудников можно сформулировать таким образом: "Вы изучите командные роли, попробуете себя в разных ролях, чтобы выбрать наиболее подходящую и эффективную для себя, узнаете основы продуктивного взаимодействия в команде, поймете, что означает "слушать и слышать" друг друга, узнаете психологические особенности собеседника, понимание которых влияет на качество и эффективность вашего диалога, на практике в игровой форме отработаете навыки эффективного командного взаимодействия и научитесь безболезненно решать внутрикомандные конфликты. Все это поможет вам добиваться успеха не только в работе, но и в личных отношениях".

  • Начало обучения в тренинге 

Специалист, обладающий профессиональными навыками ведения тренинга и обучения взрослых, знает правила и принципы построения тренинговой программы. 

Так, в начале тренинга с участниками обсуждаются групповые нормы: неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам в процессе обучения, свобода слова и выбора. 

Затем приступают непосредственно к упражнениям.
Ниже в качестве примера приводятся упражнения из тренинга, инструкции и правила к ним, описан их ожидаемый результат и психологическое содержание.
Практика обучения и использование тренинга как формы обучения взрослых позволяют поддерживать рабочую мотивацию сотрудников, формировать у них разноплановые навыки: от профессиональных до "мягких".

Пример № 1

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:

  • если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
  • разговаривать запрещено;
  • допустимо использование мимики, жестов.
  • задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример № 2

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, "Башня должна иметь 10 этажей" – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: "Вся башня имеет коричневый контур" – это задание для следующего участника. "Над башней развевается синий флаг", "В башне всего 6 окон" и так далее. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-либо использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5 – 7 минут).

Пример № 3

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки "пазлы". 

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, координировать свои действия, развиваются навыки невербального общения. Это способствует улучшению качества работы, при этом важно, что они объединены общей целью.

При выборе подходящего тренинга руководствуйтесь тем, какие качества, навыки и компетенции участников необходимо развивать в конкретный момент для конкретной задачи. Тренинги, описанные выше, подходят для формирования навыка взаимодействия в коллективе, упрощения процесса коммуникации между сотрудниками. Кроме того, существуют тренинги, направленные на повышение эффективности производственной деятельности и управленческих взаимодействий, изменение стереотипного поведения, тренинги определенных техник – по продажам, переговорам и так далее. Таким образом, выбранный способ обучения всегда должен соответствовать поставленной перед сотрудниками задаче.

Вход
Регистрация
версия для слабовидящих
  • Автономная некоммерческая организация «Персонал-технологии в культуре»
  • Люберцы, улица Воинов-Интернационалистов, 5
  • info@pers-tech.ru